начало |
Продолжение
Чтобы побудить ребенка подниматься к барьеру манежа, переступать вдоль него, кладут яркие игрушки. Существует много способов обучения ходьбе, но наиболее рациональный — когда ребепка ведут «на себя», придерживая его за две, а потом за одну руку. При этом важно, чтобы ребенок не боялся, а радовался движению. Его всячески подбадривают, иногда напевают в такт движениям несложные по мелодии и словам песенки типа: «Ножками затопали, зашагали по полу. Раз-два, раз-два-три, тетя Шура (имя няни), посмотри...» Научившись ходить, ребенок первое время не может пройти самостоятельно длительное расстояние. В среднем каждый отрезок ходьбы по времени равен всего 3—5 секундам. Поэтому важно расставить мебель в группе так, чтобы не было больших пустых, пугающих ребенка пространств, а он переходил легко от одного предмета к другому: от стола к диванчику, от него к горке. На занятиях же, показывая ребенку яркую игрушку, предлагая ему дойти до нее и взять, его побуждают проходить все более и более увеличивающееся расстояние. Следует обязательно проводить веселые игры типа пряток, догонялок (догони меня, догони мяч, догони мишку), собирания ярких шариков, чтобы стимулировать детей на разнообразные движепия. Эстетическое воспитание. На 2-м году жизни детей вследствие их возрастных возможностей эстетическое воспитание еще очень ограничено. Оно неотделимо, особенно в этом возрасте, от сенсорного развития. Без умения всматриваться, вслушиваться, различать предметы невозможно эстетическое развитие. Повседневно общаясь с ребенком, взрослые должны в соответствующих случаях подчеркивать эстетическую сторону воспринимаемых им явлений, предметов, их качеств словами: «Какой красивый красный мяч», «Послушай, как хорошо звенит колокольчик». Надо вызывать радостные переживания детей в связи с восприятием явлений природы, звуков, красок, художественных стихов, путем привлечения их внимания и своим эмоциональным отношением. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стихов, потешек («Полетели, полетели гуленьки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и др.), пения песенки у них воспитывается умение вслушиваться в звуки, радоваться нм, развиваются чувство ритма и слуховая чувствительность, эмоциональная выразительность голоса. Для развития художественного вкуса много могут дать игрушки и пособия, если они будут отвечать художественным требованиям и воспитательница будет обращать внимание на различные качества предметов и обозначать их словами. Одна из доступных в этом возрасте форм эстетического воспитания — проведение с детьми музыкальных занятий. В процессе этих занятий следует: 1) развивать умение: а) прислушиваться к словам песни, б) воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации песни, в) выполнять игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни; 2) развивать у детей подражание простым игровым и плясовым движениям. При организации самостоятельной деятельности детей на втором году особое значение приобретает создание условий для хорошего их настроения. Его можно вызвать и поддержать пением, игрой на музыкальном инструменте, чтением веселой ритмичной потешки, пляской, во время которой ребята одеты в яркие косынки и фартучки, наблюдением за природой (цветами, птицей), показом красивой игрушки, видом групповой комнаты, украшенной к празднику. У детей возникает хорошее настроение, когда им удалось успешно завершить действие, движение (что в дальнейшем способствует формированию многих нравственных и интеллектуальных качеств). Поэтому важно, чтобы сестра видела всех детей в процессе деятельности, чтобы каждый из них чувствовал внимание, ласку, доброжелательность. Хорошее настроение связано с воспитанием положительных форм общения у детей друг с другом. Нельзя забывать, что на втором году могут относительно часто возникать конфликты, поскольку у детей плохо развита речь, и они не всегда могут объяснить отношение к тому или иному факту. Поэтому необходимо следить, чтобы совместное пребывание детей в группе не приводило к переутомлению. Отрицательные взаимоотношения детей могут быть иногда результатом косвенного подражания взрослому. Если персонал не сдержан в присутствии детей, если он фиксирует внимание только на отрицательных сторонах их поведения, то дети невольно копируют все это: не научившись говорить, резко и раздраженно лепечут, что-то выкрикивают, привыкают обращать внимание не на положительные стороны поведения друг друга, а только на проступки и жалуются по любому поводу. Поэтому взрослым, работающим с детьми, нужно соблюдать ровный и спокойный тон, чаще привлекать внимание к тому, что достойно подражания, а замечания делать, не привлекая внимания остальных детей. По мере развития активной речи учить детей выражать свое отношение к тому или иному поступку не действиями (отнял, ударил), а словами (просить, осуждать, обращаться за помощью к воспитателю). Игровая деятельность позволяет детям на самых ранних этапах развития создавать самостоятельно те или иные формы общения. Именно в игре формируются у детей качества общественности. Из положительных форм общения раньше всего, то есть уже на первом году жизни, проявляется эмоциональное. Дети второго года улыбаются друг другу, охотно играют в разученные ранее с сестрой игры (прятки, догонялки). На базе такого рода доброжелательного отношения друг к другу на втором году следует формировать у детей более сложные чувства: заботливое отношение друг к другу, участие и др. Их можно сформировать лишь тогда, когда слова взрослых и регулирование ими поступков ребенка опирается на правильную оценку ситуации. Доброжелательные чувства, возникающие между детьми в процессе эмоционального общения, преимущественно во время самодеятельных подвижных игр, следует постепенно распространять и на предметную деятельность. Таким образом подготавливается основа для совместной игры, элементы которой при правильном воспитании появляются у детей в конце второго — начале третьего года жизни. Для создания у детей основ совместной деятельности необходимо сформировать у них ряд качеств. Поскольку у ребенка второго года жизни не выработана днфференцировка, его учат соблюдать правило; «нельзя отнимать» — и одновременно создают условия для игры рядом, чтобы ребенок мог спокойно заниматься своим делом среди детей, не общаясь с ними в действии. Игра «рядом» опирается на достаточную сформированпость сосредоточенной деятельности, позволяющую ребенку спокойно действовать рядом со сверстником, соблюдать «дисциплину расстояния». При воспитании у детей умения играть рядом, не мешая друг другу, важно учить детей заниматься сосредоточенно выбранной игрушкой, не отвлекаясь на действия соседа. Дети должны использовать разнообразные вопросительные слова. В речи детей, хотя и нечасто, появляются сложные предло ж е и и я. К этому обязательно нужно всячески побуждать детей. Йрежде всего в речи персонала, родителей {в быту, игре, на занятиях) должны содержаться сложные образцы для подражания. Надо говорить иногда: «Сегодня не пойдем гулять, потому что холодно», а не пользоваться только простыми фразами типа: «Сегодня холодно. Гулять не пойдем». Ребенок использует сложные предложения, отвечая на вопросы о прошедшем и будущем действии: Когда? Куда? Где? Почему? В разговоре с детьми третьего года жизни не следует задавать им подряд два-три сложных вопроса, нужно чередовать их с более простыми. Правильное произношение звуков на третьем году жизни не закреплено, не автоматизировано. Пытаясь воспроизвести правильно новый звук, дети в ряде случаев искажают уже освоенные. Чистота речи ухудшается при заболевании, утомлении ребенка. Но многие звуки родного языка они произносят правильно, за исключением р, -л свистящих и шипящих. Эмоции Эмоции развиваются под влиянием условий жизни и воспитания. Уже в конце первого — начале второго года жизни под влиянием слушания музыки, ритмичных движений, рассматривания красивой движущейся игрушки у детей возникают первые эстетические эмоции. С возрастом у ребенка развиваются разнообразные формы общения со взрослыми и другими детьми и в результате этого различные чувства. Осознаннее становится любовь к матери и другим взрослым, с которыми ребенок пытается поделиться чем-то, его заинтересовавшим, хочет получить от них похвалу, ласку, огорчается, когда им недовольны. Так под влиянием похвалы или порицания у детей в первые три года жизни формируются простейшие нравственные эмоции. На основе симпатии по отношению к взрослым и сверстникам формируется чувство долга. Ребенок проявляет его вначале по отношению к людям, которым симпатизирует. Например, малыши 1,5—3 лет, которых предупредили, что конфету надо сохранить до прихода мамы, чтобы угостить ее, удержались от соблазна съесть сладкое. Легко ли! Они частенько вытаскивали конфеты из кармана фартучка, разворачивали, даже лизали и снова прятали. На втором, и особенно третьем году, у детей отмечаются зачатки интеллектуальных эмоций. Это прежде всего проявление чувства радости от выполненного действия, достигнутого результата. Активизируются словесные интересы: любовь к слову, стремление улучшить его произношение; появляется словотворчество. Связь между эмоциями и деятельностью весьма тесная. Эмоции совершенствуются но мере формирования и усложнения различных деятельностей. И вместе с тем возрастные своеобразия деятельности определяют специфику и известное несовершенство эмоций в первые три года жизни. А. Н. Леонтьев утверждает, что в первые три года жизни ребенок очень живо реагирует на все происходящее. Но его эмоции кратковременны, неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим. Зная своеобразие развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, необходимо поддерживать у малышей в процессе организации их деятельности хорошее настроение, вызывать разнообразные чувства. |