Эмоции в развитие ребенка до 3 лет |
продолжение |
Начало
Эмоции и деятельность, развитие ребенка очень тесно связаны. Так на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот – отрицательные – негативного, для их устранения. Замечено, что первые эмоциональные реакции ребенка (крик, мимика, улыбка) служат как бы средством общения со взрослым. Уже на втором месяце жизни малыш в ответ на обращение к нему матери сосредоточивает взгляд на ее лице. Позднее у него появляется улыбка, а затем так называемый комплекс оживления — усиленные движения руками и ногами, гуление. Комплекс оживления, улыбка являются началом формирования положительных эмоций, на фоне которых ребенок более успешно овладевает навыками, запоминает связи между явлениями. Положительный эмоциональный фон — необходимое условие для нормального развития ребенка. К 3 месяцам формируется более сложная положительная эмоциональная реакция: радуясь, ребенок не только улыбается, но много двигает руками, выпрямляет их (пропадает характерный для новорожденного гипертонус мышц, что имеет большое значение для дальнейшего развития движений руки) и издает радостные звуки. Все вместе это называется комплексом оживления. В последующие месяцы под влиянием различных воздействий проявления радостного состояния становятся более яркими и возникают по различным поводам. У 4-месячного ребенка комплекс оживления возникает часто и без воздействия взрослых. Когда с ребенком весело разговаривают, он начинает громко смеяться, оживленно двигается, если видит издали взрослого или только слышит его голос, проявляет радость при виде игрушки, при слушании музыки и пения, несколько позднее ребенок начинает улыбаться лежащему рядом в манеже «соседу». Во второй половине 1-го года дети весело реагируют (смеются, откликаются на такое заигрывание, как «сорока-белобока», «коза рогатая», «догоню-догоню» и др.). В детских учреждениях для укрепления у детей положительного эмоционального состояния, кроме эмоционального общения с ребенком, с 2—3 месяцев следует проводить музыкальные игры-занятия и развлечения. Для бодрого положительного эмоционального поведения детей и своевременного их развитая очень важно правильно организовать бодрствование. Для этого следует не только своевременно кормить детей и обеспечивать хороший гигиенический уход, но и создавать условия для их игры (давать игрушки, соответствующие возрасту и развитию, и предоставлять достаточную для движений площадь), часто общаться с детьми и проводить специальные игры-занятия, развивать разные умения и способности, поддерживать бодрое и радостное настроение. Воспитание детей до 3 месяцев жизни Особенности развития и индивидуальные занятия. Малыш этого возраста бодрствует 1—1,5 часа, днем спит 4 раза, получает питание каждые 3 часа. Зрительные и слуховые реакции ребенка в этом возрасте считаются основными, ведущими умениями, так как они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений руки, а в дальнейшем и общих движений (направляет руку к видимому предмету; становясь постарше, подползает или подходит к нему). Эмоционально-положительные и голосовые реакции у новорожденного отсутствуют. Для возникновения первой улыбки необходимо вначале развить зрительное и слуховое сосредоточение. В конце первого месяца улыбка у ребенка возникает редко, с трудом, а трехмесячный малыш бодрствует спокойно и улыбается часто. К этому возрасту само выражение радости имеет вид «комплекса оживления», т. е. улыбки в сочетании с оживленными движениями и голосовыми реакциями. Положительное эмоциональное состояние — одна из ведущих сторон поведения ребенка. Благодаря этому улучшаются все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность, налаживается работа мышц-разгибателей. Это способствует развитию движений руки. Возможность заниматься игрушкой, производить активные движения руками предотвращает появление вредной привычки — сосание пальцев. Голосовые реакции, возникающие в составе «комплекса оживления», служат подготовительным этапом развития речи. Они выражаются в форме гукания, то есть отрывистого произнесения согласных звуков типа гы, кхы. Произнесение именно этих звуков физиологически обосновано, так как у ребенка, лежащего на спине с откинутой назад головой, язык принимает положение, при котором произносятся именно эти звуки. Если ребенок кричит, находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, формирование перечисленных умений невозможно. Затруднено также формирование речи как средства общения: вместо того чтобы привлечь внимание взрослого мимикой, жестом, звуком, ребенок добивается желаемого криком. Голосовые реакции, подготавливающие развитие речи, возникают на фоне положительного эмоционального состояния, и прежде всего в составе «комплекса оживления». Радостное состояние и голосовые реакции раньше и легче всего возникают при общении взрослого и несколько позже и в меньшем количестве при виде яркой игрушки. М. Ю, Кистяковская, анализируя происхождение эмоционально-положительных реакций детей, убедительно показала, что они _ возникают не потому, что удовлетворены органические потребности ребенка, а потому, что источником положительных эмоций являются ощущения, вызываемые деятельностью органов чувств, и в первую очередь зрения и слуха. Удовлетворение органических потребностей лишь снимает эмоционально-отрицательное возбуждение, создавая благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положительных реакций, но само по себе их не порождает. Эмоционально-положительные реакции вызываются не теми взрослыми, которые только кормят детей, а теми, которые общаются с ними, хотя и не принимают участия в удовлетворении органических потребностей (например, реакция на музыкального работника, сестру). Воспитание детей с 3 до 6—7 месяцев жизни На протяжении второго полугодия 1-го года происходит так же развитие сенсорной речи. Речь взрослого, сначала даже только голос его, уже в первые месяцы является наиболее сильным раздражителем для ребенка. С голосом человека очень рано связывается много приятных ощущений. Подойдя к кричащему малышу, мать ласково говорит с ним, кладет его на живот, и он успокаивается. Когда ребенок становится старше, он получает удовольствие от того, что с ним занимаются, разговаривают, дают игрушку и т. п. Ласковый разговор взрослых вызывает у ребенка положительные эмоции. Речь взрослых у детей второго полугодия 1-го года усиливает ориентировочную реакцию. Если взрослый сопровождает речью показ какого-либо предмета или действия, у детей повышается к ним интерес Ребенок к этому периоду жизни должен спокойно засыпать и спать глубоко положенное по режиму время (днем 3 раза), бодрствовать в течение 1,5—2 часов и получать питание каждые 3,5—4 часа. Значительную часть бодрствования дети заняты тем, что следят за окружающим, прислушиваются к звукам. Особенностью восприятия в этом возрасте является умение различать предметы, звуки, приобретает умение различать основные цвета и формы, а также дифференцировать музыкальные звуки с довольно большой точностью. Эмоционально-положительное состояние теперь становится ярким, устойчивым: дети спокойны и радостны в течение всего отрезка бодрствования, их эмоциональные переживания усложняются, появляется привязанность к взрослым, ухаживающим за ними, страх перед незнакомым. Дети радуются, увидев любимую игрушку. У них улучшается настроение и при достижении цели: самые маленькие — схватив, после некоторых усилий, подвешенную игрушку, а дети 6—7 месяцев — когда доползут до нее. Умение брать и удерживать предмет, или, как его называют, хватание, на этом этапе развития ребенка является ведущим. На его основе формируют разнообразные предметные действия и основные движения детей (ребенок встает, ходит, держась за опору). Учить ребенка ползать нужно не раньше, чем он научится брать и удерживать игрушку и хорошо лежать на животе. Научившись переворачиваться со спины на живот, ребенок скоро начнет ползать, так как будет пытаться достать стоящую перед ним игрушку. Развитие движений, подготавливающих детей к ползанию, и само ползание — ведущие умения на данном возрастном этапе. Они укрепляют мускулатуру брюшного, пресса грудной клетки. Ползание — первый активный вид передвижения ребенка, способствует в дальнейшем развитию ходьбы (чтобы использовать предмет как опору для вставания, ребенок должен к пей подползти). Чтобы побудить ребенка к ползанию, перед ним ставят игрушку. Для неумеющего ползать ее ставят близко, чтобы малыш мог легко дотянуться. Если ребенок умеет подползать, игрушку отодвигают. Совершенствуя ползание, игрушки располагают на значительном расстоянии и подбирают такие, чтобы они сами отодвигались, как только ребенок их коснется (мяч, тележка). Тогда он будет ползти снова, пытаясь их достать. Б этот период особенно важно укреплять у ребенка положительное отношение к взрослым и потребность общения с ними, так как это важный фактор в развитие речи. Предпосылкой своевременного развития речи является формирование у детей потребности в речевом общении. Уже с 4—7 месяцев дети используют свое умение произносить звуки для привлечения внимания взрослых: гулят и лепечут не только при общении с ним, но даже при его молчаливом присутствии. Голосовые реакции развиваются на занятиях и совершенствуются благодаря самоупражнению детой во время бодрствования. К 5 месяцам у детей появляется певучее гуление (произносимая нараспев гласная а), с 6—7 месяцев — лепет (повторное произнесение слогов типа ба-ба-ба). Гуление способствует формированию речевого дыхания, при лепете ребенок впервые учится произносить слоги. Поэтому важно, чтобы в группе была создана благоприятная обстановка, и прежде всего тишина. В такой обстановке целенаправленное общение со взрослым повышает голосовую активность всех детей группы, и они сами произносят много звуков, иногда даже без видимого внешнего стимула. Если запятие ограничивается только ласковым разговором взрослого с ребенком, длительность его не должна превышать 3 минут. В противном случае наступает заторможенность эмоциональных и голосовых реакций. Когда занятие сопровождается разнообразными воспитательными приемами, продолжительность его увеличивается до 6-минут. Как, например, проводят такие занятия с детьми до 7 месяцев? Начинают их с эмоционально-речевого общения: ласковый разговор, обращение даже к самому маленькому ребенку по имени. Разговор может сочетаться с прикосновением взрослого к грудке ребенка (тормошение), движениями «подтанцовывания». Во время занятия полезно, чтобы дети, особенно старше 3 месяцев, видели выражение лица медицинский сестры, а там, где возствующие подражательные движения, которые необходимы в дальнейшем при обучении ребенка воспроизведению звуков речи. Воспитание детей от 6—7 месяцев до года Длительность активпого бодрствования увеличивается к концу года до 3—3,5 часов. Во втором полугодии жизни ребенок учится понимать речь окружающих. Нельзя сформировать у ребенка начатки понимания речи, если он безразличен к тому, что ему показывают, что с ним делают, тем более что произвольное внимание в этом возрасте не развито. Поэтому для формирования понимания речи окружающих используют ориентировочный рефлекс, возникающий при появлении предмета, смене обстановки. При неоднократном совпадении во времени показа предметов, действий с произнесением слов, их обозначающих, образуются временные связи. В этом возрасте временные связи между предметом и словом еще малодифференцированны. Иначе говоря, конкретные слова оказываются связанными с соответствующими предметами, с обстановкой и с лицом, которое его показывает. Лишь постепенно слово становится самостоятельным сигналом. Начинается этот процесс в конце первого и продолжается на втором году жизни. На первом году жизни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый им в активной речи. Во втором полугодии детей приучают к объектно-направленному общению, в процессе которого взрослый что-то сообщает, направляет внимание ребенка на предмет или действие. Указанная форма общения осуществляется не только в процессе занятий, самостоятельных игр детей, но и при уходе за ними (кормление, одевание, туалет), т. е. в ситуациях, повторяющихся многократно в течение дня в тождественных условиях. Ориентировочную реакцию, возникающую у детей при появлении нового предмета, смене действия и действия, движения детей, на основании которых можно судить о понимании ими речи, необходимо отрабатывать. Они являются основой для научения детей на вопрос «где» указывать на называемый предмет, выполнять простые поручения типа дай, сядь, встань, скажи до свидания, здравствуй. Таким образом, на первом году важно сначала связать слово с предметом, действием, ситуацией, а потом в ы-делить его, придать ему самостоятельное сигнальное значение. Также очень важно поддерживать звуковую активность ребенка, добиваться, чтобы оп много и часто упражнялся в произнесении звуков. В периоды овладения новыми двигательными умениями (действиями с игрушкой, ползанием, ходьбой) иногда заметна приостановка в развитии новых типов голосовых реакций. При ползании, например, наблюдается задержка в развитии лепета. Овладевая ходьбой, ребенок издает много радостных возгласов, лепечет, но у него задерживается произнесение первых слов. Поэтому очень важно на соответствующих возрастных этапах усиливать работу по развитию речи, постоянно создавать наиболее благоприятные условия для развития голосовых и речевых реакций. К концу первого года жизни становится возможным обучение ребенка произношению первых слов. Наилучшим периодом для этого является возраст от 10 до 12—14 месяцев. Развитие понимания и подготовительных этапов активной речи во втором полугодии жизни ребенка является основным умением. Научившись брать и удерживать предметы, ребенок действует с ними относительно разнообразно, но не целенаправленно: размахивает, сосет, бросает. С 8—9 месяцев он начинает овладевать характерными для предметов действиями: мяч — катает, куклу — баюкает, кладет и вынимает из миски мелкие игрушки (шарики, колечки, кубики), надевает кольцо на стержень. Работы Р. Я. Лехтман-Абрамович показали, что даже на первом году действия с различными бытовыми предметами и игрушками имеют решающее значение не только в формировании более совершенных движений руки, но и в развитии восприятия, памяти, внимания, мышления. К концу первого, началу второго года жизни происходит перенос действия, усвоенного с одним предметом, на другие, сходные по каким-либо признакам. Предметные действия Большое место занимает развитие основных движений, направленных на перемещение в пространстве: ползание и ходьба. Они, особенно ходьба, имеют большое значение для психического развития ребенка, расширяя, в частности, его ориентировку в окружающем, возможность общения со взрослыми и детьми. |