ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА НА ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
Эмоции и деятельность, развитие ребенка очень тесно связаны. Так на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот – отрицательные – негативного, для их устранения.
Со второй половины 20 в. начало развиваться новое направление в исследовании развития детей раннего возраста, получившее название – теория привязанности.
Современные исследования показали, что у человека есть врожденная программа социально-эмоционального взаимодействия со средой. В первые годы жизни она реализуется на наиболее близком для ребенка человеке – его матери! Младенец с первых дней жизни участвует в процессе своего развития через взаимодействие с матерью. Он приспособлен играть свою часть партии в социальной игре с матерью.
Так младенец не только удовлетворяет свои физиологические потребности через мать, но и проявляет к ней поведение привязанности, к которому относят врожденные сосание, цепляние, следование, плач, улыбку. Поведение привязанности созревает относительно независимо в течении первого года жизни, фокусируясь на фигуре матери.
Основным результатом социального взаимодействия первых полутора лет жизни является развитие у младенца эмоциональной привязанности к человеку, который лучше всех способен успокоить и утешить младенца и к которому младенец приближается и обращается наиболее часто для игры и утешения при переживании тревоги и страха в случаях новизны ситуации, опасности, стресса, т.е. к матери.
К 12-18 месяцам у детей на основании опыта социально-эмоционального взаимодействия развивается некоторая рабочая модель представлений себя и своих отношений с матерью. Они позволяют ребенку чувствовать себя безопасно даже когда матери нет рядом – это называется безопасной эмоциональной привязанностью матери и младенца, которая обеспечивает основу для последующего здорового эмоционального и социального развития.

Всего существует 4 вида привязанности:
1. Безопасная
2. Небезопасная привязанность избегающего типа
3. Небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа
4. Небезопасная привязанность дезорганизованного типа

Они выведены в лабораторной процедуре «незнакомая ситуация», при которой мать выходила из комнаты на некоторое время, а потом возвращалась обратно.
1. Младенцы с безопасной привязанностью (66%) чувствовали себя в присутствии матери достаточно безопасно, чтобы активно исследовать комнату и играть игрушками. Когда мать уходила они расстраивались. При возвращении матери младенцы радовались, приближались к ней и искали близкого контакта.
2. Небезопасная привязанность избегающего типа (20%) – отсутствует проявление горя при уходе матери; при ее возвращении избегают контакта и взаимодействия, некоторые игнорируют мать.
3. Небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа (12%) – при уходе матери значительно расстраиваются, но при ее возвращении сопротивляются контакту и взаимодействию, хотя ведут себя как будто хотят контакта.
4. Небезопасная привязанность дезорганизованного типа (2%) – аномальные, противоречивые реакции или проявление страха матери.

Тип привязанности зависит от предыдущего опыта взаимодействия матери и младенца. При чувствительном отношении матери к ребенку привязанность чаще всего бывает безопасного типа. В стрессовой ситуации такой младенец с целью уменьшения неприятного чувства опасности ориентируется на мать или двигается в ее направлении. Однако в некоторых случаях, при негативном опыте предыдущих отношений, ребенок в стрессовых ситуациях может проявлять небезопасную привязанность.
Большие проблемы в установлении взаимодействия «младенец – мать» возникают у детей с УО и у матерей с послеродовой депрессией, а так же у других детей и родителей из групп риска.

Рассмотрим ситуацию, когда у матери рождается УО ребенок. Такие дети меньше вокализируют, меньше играют, реже стремятся к социальному контакту. В этой ситуации происходит усиление фрустрации матери, что из-за минимального ответа младенца ведет к раздражительности матери. Так же при УО ребенке в семье матери становятся более активными для компенсации относительной неактивности младенцев, чтобы сохранить некое подобие протекания взаимодействия. Мать хочет, чтобы ребенок вел себя, как другие сверстники, но при этом не забывает, что ее ребенок имеет задержку в развитии, что в результате приводит к чрезмерной протекции, а в крайнем варианте – к чрезмерно контролирующему родительскому поведению.
Стимулирующее поведение матери УО ребенка может быть определено как перестимулирующее, переконтролирующее и передоминирующее. Оно ведет к неуловимым или сильным сигналам отрицания взаимодействия со стороны младенца. В естественных попытках вызвать у младенца положительный аффект матери часто проводят слишком большую стимуляцию, информационную перегрузку и подвергают младенца стрессу.
Эти нарушения обуславливают последующие поведенческие и эмоциональные проблемы, такие как гиперактивность, ограниченность внимания, сложности взаимодействия с людьми, эмоциональные нарушения.


Дети депрессивных матерей.
25-30% матерей находятся в депрессивном состоянии после рождения ребенка. В жизни они «присутствуют наполовину» – физически присутствуют, а эмоционально нет. Во взаимодействии с ребенком депрессивные матери показывают вялые аффекты, меньший уровень активности и меньшее число ответов, соответствующих поведению младенцев, реже к нему подходят и т.д. У детей в следствие этого задерживается развитие ощущения контроля, удовольствия и чувства безопасности в отношениях. И в общем поведение и эмоциональное состояние младенцев отражает поведение и состояние их депрессивных матерей. Младенцы становятся менее активны, менее отзывчивы на социальную стимуляцию, показывали мало выражений удовлетворения, больше суеты. При общении с матерями младенцы имеют больше отрицательных выражений лица и часто отводят взгляд.
В итоге – дети первого года жизни подвергаются риску возникновения и развития проблем, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере и с формированием небезопасной привязанности. Такие дети меньше общаются со сверстниками, но проявляют к ним более частую и интенсивную агрессию; сильнее расстраиваются во время конфликта, вовлекая в него других, но мало получают удовольствия после его разрешения; проявляют больше страха и гнева при подходе незнакомого человека; более уязвимы при нарушении отношений с родителями.
Но если мать выздоравливает от послеродовой депрессии в первые 6 месяцев появления ребенка на свет, его развитие пойдет по нормальному пути.


Пластичность младенцев, способность адаптации к изменяющемуся поведению и состоянию матери и параметрам окружающей среды, разнообразие в выборе средств саморегуляции и регуляции близкого взрослого удивительны. Эмоции и развитие ребенка тесно связаны. Эмоции развиваются под влиянием условий жизни и воспитания, но именно самый ранний детский опыт общения с матерью закладывает в маленьком человеке черты его реагирования на себя, других людей и мир в целом. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был в семье желанным и ему уделяли много времени – не только для ухода за ним, но и для общения.

Сайт создан в системе uCoz