БЕЦКОЙ Иван Иванович |
педагогика
БЕЦКОЙ Иван Иванович [3(14).2.1704, Стокгольм,—31.8(11.9).1795, Петербург], государственный и общественный деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 1740-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл. обр. за границей. В 1764—94 през. Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план школьной реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утверждён в 1764), в к-ром, так же как и в уставах шляхетского корпуса и воспитат. домов и др. соч., изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные пед. взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. Бецкой надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т. е. «третий чин») с целью сглаживания классовых антагонизмов в интересах абсолютистского гос-ва. Условием формирования первого поколения «новых людей» Б. считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного, влияния, общества, предрассудков и пороков старого поколения. С это целью в 1760 — нач. 70-х гг. создал систему закрытых уч.-воспитат. учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 18-20 лет, в т. ч. воспитат. дома в Москве и Петербурге, Коммерческое училище, мещанские уч-ща при Сухопутном шляхетском корпусе и при Академии художеств, Смольный институт с мещанским отделением, положивший начало ср. жен. образованию в России. Основной задачей новых учреждений Б. считал воспитание совершенного человека и гражданина, а не проф. работника; обучению отводил второстепенную роль. В программы включил широкий круг общеобразовательных дисциплин, способствующих главным образом нравстванному разавтию воспитанников, определению их способностей и направления будущей деятельности. Для детей из мещанского сословия предусматривал помимо общего образования обучение основам коммерции, ведению хозяйственных дел, ремесленно-художественным специальностям в соответствии с их склонностями. Серьёзное внимание Бецкой уделял физическому развитию детей, приобщению к домашнему труду. Педагогическая программа Б. предполагала использование гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом интересов и способностей ребёнка, не применять телесных наказаний. Однако на практике идеи Бецкого оказались несостоятельными. Неудовлетворит. состояние его учебно-воспитат. учреждений, низкий уровень образования воспитанников обусловили пересмотр предложенной Б, системы образования и начало подготовки щк. реформы 1782—86. Сочинения: Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного И мещанского юношества, т. 1-2. СПБ, 1739—91. |